Древнекитайскому философу Лао Цзы приписываются слова: «Никогда не осуждайте человека, пока не пройдёте долгий путь в его ботинках».

Какого это – пройти хотя бы часть пути в ботинках нашего книжного персонажа? Как мы можем войти в сознание и тело наших героев, чтобы начать видеть мир их глазами? Как нам создать текст, благодаря которому читатель проживёт жизнь нашего героя как свою собственную? 

Создать яркого героя, примерить его обувь и написать правдоподобную историю нам поможет трёхактная игра, перевод которой я подготовила сегодня. Играть в игру можно двумя способами:

¾       используя собственные ноги;

¾       используя воображение.

Авторами материала являются организация NANOWRIMO* и Общество молодых инклингов**.

*Национальный месяц написания романов в США, а также некоммерческая организация, которая считает, что ваша история имеет значение.

**Некоммерческая организация, занимающаяся расширением прав и возможностей молодых писателей в возрасте от 8 до 18 лет.

АКТ 1

литературный марафон, nanowrimo, писательство, как написать книги, как создать героя

Для начала сфокусируйтесь на вашем главном герое или выберите конкретного персонажа.

1. Если бы ваш герой собирался заняться чем-нибудь интересным, например, пойти в парк развлечений или в кино, на спектакль или на вечеринку, то он бы пошел:

а) в одиночку;

б) в компании.

2. Если бы ваш персонаж собирался в отпуск, он бы предпочёл:

а) остановиться в отеле;

б) разместиться в палатке / на открытом воздухе.

3. Если бы ваш персонаж сидел у костра или на вечеринке, он бы с большей вероятностью предпочёл:

а) рассказывать историю;

б) слушать историю.

4. Если бы у друга или члена семьи вашего героя в ближайшее время намечалось празднование дня рождения, то он бы с большей вероятностью предпочёл:

а) сделать подарок руками;

б) купить подарок.

5. Представьте, что ваш персонаж попадает в большие неприятности. Реагируя на них, он с болей вероятностью:

а) станет руководствоваться логикой и исследовать причины;

б) поддастся слезам и эмоциям.

6. Если бы вашему персонажу нужно было написать одну из этих вещей, он бы с большей вероятностью написал:

а) поэзию; 

б) газетную статью.

7. Чтобы исследовать идею, ваш персонаж с большей вероятностью:

а) составит список;

б) создаст коллаж.

АКТ 2

Найдите свободное пространство для движения или закройте глаза и представьте следующее.

Как движется ваш персонаж? На какой скорости? Теперь двигайтесь / представляйте, как ваш персонаж движется с немного быстрее, чем обычно. Двигайтесь только по прямым линиям и поворачивайтесь только под углом 90 градусов. Затем переходите к изогнутым линиям. Отмечайте, как ваш персонаж ориентируется. Что говорит его язык тела? Затем вернитесь к обычной скорости ходьбы вашего персонажа.

Подумайте о ступнях вашего персонажа. Какую обувь он носит? У вашего персонажа ноги, копыта или когти? Сейчас вы ходите в ботинках вашего персонажа или его «ногами», в зависимости от обстоятельств.

Посмотрите на ноги вашего персонажа. Как ваш персонаж будет двигаться? Он носит брюки, шорты, юбку? У его ног есть перья, мех или чешуя?

Подумайте о туловище вашего персонажа, от плеч до бедер. Какую рубашку он носит или какого цвета его перья?  Подумайте о руках вашего персонажа. Что он может держать? У него есть под рукой мобильный телефон, сумка? Он склонен носить вещи в карманах? Он ёрзает руками? Играет со своими волосами? Изучите различные привычки, которые он может иметь. Обратите внимание на руки вашего персонажа, когда он идёт.

Подумайте о лице вашего персонажа. В обычный день, какое выражение у него?

Что делает ваш персонаж, чтобы подготовиться встрече нового дня? У него есть утренний ритуал? Он наносит макияж, делают причёску, завтракает, пьёт кофе, выпускает собаку? Ваш персонаж собирает сумку на день? Продумайте начало, конец и середину этого утреннего ритуала. Каковы конкретные действия вашего персонажа?

Что чувствует ваш персонаж, проходя утреннюю рутину? Он торопится? Он не торопится? Он сонный, энергичный?

Подумайте о дне в жизни вашего персонажа, который вы хотите исследовать. Что ваш персонаж ожидает в этот день? Занятие, мероприятие, встреча? Может быть, вчера случилось что-то важное, а сегодня ему приходится смотреть правде в глаза. Теперь вернитесь к обычному утреннему ритуалу вашего персонажа. Как эта информация влияет на его движения? Теперь вернись к началу (утреннего ритуала) ещё раз и включите внутренний монолог. Что у персонажа на уме? О чём он будет думать?

АКТ 3

литературный марафон, nanowrimo, писательство, как написать книги, как создать героя

Подумайте о пространстве, которое принадлежит вашим персонажам. Об их комнате, укрытии, злодейской лаборатории или гнезде. Если у вашего персонажа нет личного пространства, придумайте что-нибудь личное, например, рюкзак. Что в нём? Какие вещи ваш герой считает достаточно важными для повседневной жизни. Подумайте о том, как ваш персонаж олицетворяет это пространство.

Подойдите к двери. Представьте, как выглядит эта дверь. Она деревянная. Металлическая, простая или богато украшенная? Как персонаж отпирает эту дверь? С помощью ключа? Сенсорной панели? Секретного кода? Дверь открывается, и ваш персонаж входит внутрь. Представьте, что там.

Какой самый большой объект в этом пространстве? Предмет мебели, телевизор или дерево? Обратите внимание на детали. Что делает это пространство значимым для вашего персонажа? Какой объект заставляет вашего персонажа ощутить гордость? Мемориальная доска, трофей, подарок, сертификат, медаль, фотография? Подумайте о моменте, когда персонаж получил этот предмет и почему он чувствует гордость за него? Как он персонализируют своё пространство? Он развешивает плакаты, фотографии? Всё организовано или в беспорядке? Какие объекты существуют в этом пространстве потому, что они важны для вашего персонажа? Какие предметы могли быть подарены ему? Кто и почему подарил этот подарок вашему герою? Здесь есть фотографии или фотоальбом? Какие воспоминания они хранят? Что может быть сломано или раздражать в этом пространстве, а ваш персонаж хотел бы это исправить?

Взгляните в последний раз на комнату, чтобы увидеть остальные детали, которые вы, возможно, пропустили и которые могут быть важны для вашей истории.