Интервью. Ира Зима: “Гелен Аму. Тайна. Пионерлагерь”

Готовьте чай и садитесь поудобнее. В рамках проекта “Право писать” делюсь с вами новым интервью. На этот раз завесу тайны о книгоиздании нам приоткроет Ира Зима, в прошлом дизайнер, а ныне мама троих детей и писательница, автор “Гелен Аму. Тайна. Пионерлагерь”. Некоторое время Ира работала в рекламе, занималась пиаром в разных изданиях. Её первый рассказ “Матильда” был опубликован в 2001 году в журнале Cosmopolitan. А сегодня автор захватывающего детектива поделилась с нами, как на деле происходит процедура самиздата, приведя в качестве примера частную компанию “Неформат”, своими планами на трилогию “Гелен Аму” и советом о необходимости для современного писателя самостоятельного продвижения своих трудов в социальных сетях.

Здравствуйте, Ирина. Очень интересно узнать о том, как началась Ваша литературная жизнь. Когда и почему Вы начали писать?

Видеть “вторым” зрением начала раньше чем читать, просто в детстве я не осознавала, что это именно то, писательство. Осознанно лет в десять начала писать не истории, а дневник, но он был не “девчачий”, скорее это были ответы на вопросы, мои собственные ответы, как и почему что-то происходит с человеком.

Как проходит рабочий день современного российского писателя? Есть ли у Вас особые писательские ритуалы? Для чего или для кого Вы пишете?

Я мама троих детей, день так и проходит, в беготне. Раньше писала по ночам, но это губительно для здоровья, вот все стараюсь устроить рабочий график, но все же реальность такова, что пишешь урывками и на клочках бумаги.

У Вас есть какие-нибудь секреты, как написать начало книги, которое заинтересует, как читателя, так и издателя с первых слов?

Сейчас все писатели используют такой метод как “пролог”. Это позволяет погрузить читателя в некоторый отрывок, который заинтересует, а потом уже идет действие истории. Способ хорошо работает, но пролог должен соответствовать главной теме истории и заканчивать историю стоит ответом на вопрос пролога.

Утверждают, что в нашей стране обеспечить себя посредством написания книг довольно сложно или просто невозможно, поэтому писателям приходится иметь работу, некий дополнительный источник дохода. Характерно ли это для Ваc?

Напишу еще более страшную вещь – быть писателем это роскошь! У нас в стране издательства не занимаются поиском новых авторов, они берут уже раскрученных – либо западных, либо тех, кто сделал себя уже сам. Если вы понравились издательству, то они выставят вам счет на публикацию и все издательские услуги, а права они закрепят за собой, при этом пиар тоже ваш, и если тираж не будет продан за короткий срок, для чего нужна очень дорогая агрессивная реклама, то вы становитесь “мертвым” автором, даже если ваша книга прекрасна. Системы у нас в стране “как стать писателем” нет. Нужно действовать самому и соц.сети тут реальный ресурс для возможности найти читателей.

Отражается ли Ваш опыт модели и дизайнера в прошлом на текущей карьере писателя?

Я не была моделью, я участвовала в конкурсах красоты, так как это был выход на подработку на выставках и рекламе, и вскоре я сама стала эти выставки организовывать, потому что я терпеть не могу фотографироваться, но писателем я была всегда. Писатель — это часто хороший организатор, история складывается из множества мелочей, это мне и помогло стать неплохим спецом в рекламе. Дизайн одежды — это моя страсть, я до сих пор люблю моду, это мое хобби, не знаю какой в этом прок писателю, но видимо это помогает видеть образы героев детально, если верить великой Шанель, которая говорила: “Совершенство стиля состоит из мелочей.”

Чем Вы любите заниматься в свободное от писательства время и есть ли оно у Вас?

У меня очень мало времени для писательства, все свое время я трачу на семью, и ради этого я когда-то закрыла свою марку одежды. Но когда я сажусь писать книгу как окончательный вариант, то пишу сутками. А в плане отдыха я очень люблю город, в котором сейчас живу: Геленджик, просто гулять семьей лучшее времяпровождение.

Поделитесь, что служит для Вас источником вдохновения? Как Вы боретесь с творческим застоем?

Застоя нет, нет времени писать, а материал я собираю для историй годами, стоит заглянуть в такой блокнот, и уже можно писать без остановки.

У Вас есть девиз, который поддерживает Ваш внутренний огонь на протяжении всего творческого пути?

Наверно это “быть честной с собой”. Если что-то не вяжется с моими ценностями, то и смысл писать полностью утрачен. Для писателя основа деятельности — это потребность выразить некий особый взгляд на мир за канвой своих историй, и если писатель по какой-то причине должен изменить этому своему смыслу, то он утрачивает главное, ради чего он пишет.

Говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Есть ли идеи или жанры, которые Вы никогда не попробуете на поприще писателя? Почему?

Не смотря на то, что я пишу триллеры, я не стану уходить в описание “крови ради крови”, и вряд ли стану писать эротические романы, мне и описание чувственных сцен уже тяжело дается, наверно это мне просто неинтересно.

гелен аму, писательство, интервью, книга, саморазвитие, самиздат, apoluyan.ru
Автор. Instagram: skaterina88

Как изменились Вы и Ваша жизнь после публикации дебютной книги «Гелен Аму. Тайна. Пионерлагерь»?

Мне стало намного легче жить. Ходить и носить в себе такой объёмный материал — это как быть беременной годами, и конечно, когда ставишь точку в таком деле и понимаешь, что все вышло так как нужно, это огромное освобождение и удовлетворение, это один из важнейших моментов в жизни, а к моде или работе в рекламе я так никогда не относилась.

Что вдохновило Вас на создание данного триллера? И почему в качестве времени и места действия Вы выбрали эпоху заката Советского Союза?

Потому что я сама там была и там росла, все что я пишу это историческая правда, за исключением некоторых моментов, и для дебютной книги я выбрала именно эту историю, так как я могу написать о тех событиях очень сочно и ярко, опираясь на свои впечатления, мне не пришлось выдумывать реальность истории, там нет ничего искусственного.

Если не секрет, поделитесь, пожалуйста, какова будет основная линия сюжета во второй части «Гелен Аму. Тайна. Пионерлагерь»? Или же Вы из тех писателей, которые не раскрывают своих сюжетов до тех пор, пока книга не окажется в печати?

Я никогда и никому не даю читать тексты, пока не поставлена точка. Но в двух словах можно рассказать… 90 год — это уже ельциновское время, и в России все стремительно изменилось, вот эти разрушительные перемены я и опишу, а Саша, героиня, будет искать ответы, что стало с ее семьей, потому что она не из тех, кто успокаивается. Несколько основных сюжетных линий будут закрыты уже во второй книге, но останется и на третью немного. Но история придумана изначально на все три части, название второй книги “Гелен Аму. Город N”, название третьей “Гелен Аму. Москва.”

В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?

Вот так не даешь себе ни спать ни есть, а потом приходишь в издательство, а понимаешь, что ты должен не только писать много и хорошо, но и уметь себя продавать. А мне меньше всего хочется этим заниматься, я совершенно не готова быть агрессивным продавцом, вот это и есть моя главная проблема, и она “ломает” меня постоянно.

Вы получаете отзывы от читателей. Какой отзыв Вы вспоминаете с особой теплотой?

Невозможно сказать что-то про один отзыв! Когда кто-то умеет выразить чувства, кто-то нет, но они накрывают автора, то это бесценно, и дает смысл писать дальше, и отзывов уже очень много, радуюсь каждому новому как ребенок Новому году!

Как Вы относитесь к литературной критике и сталкивались ли с ней?

Сталкивалась, и отношусь к этому так: все зависит от роли критикующего, того образа, который он поддерживает, и может ли он себе позволить растоптать автора, если у того связи и влияние. То есть речь о самой книге практически не идет, так что вряд ли это явление может расстраивать или радовать.

Кто по-Вашему мнению «настоящий писатель»?

Писатель тот, кто пишет, правда наверно стоит отметить, что это должны быть законченные произведения, даже если они написаны “в стол”, “быть писателем” и “делать карьеру писателя”, я, как и Джулия Кэмерон, считаю, что это разные вещи.

К какому частному издательству Вы обратились для публикации книги «Гелен Аму. Тайна. Пионерлагерь»? Расскажите, пожалуйста, поподробнее о процедуре самиздата: стоимость, условия, сроки. Как Вы считаете, какие плюсы и минусы есть у такого способа издания?

Самиздат — это путь большинства писателей во всем мире, даже там, где система работает, есть агенты и издательства растят звезд. На первых порах это может стоить приемлемых денег. Я обратилась в “Неформат”, они предложили все услуги от верстки до размещения в электронной версии во всех ресурсах сети, и я очень рада работать с ними. Цена зависит от набора услуг, на сайте эти цены есть, пару лет назад я потратила порядка 60 тыс.руб. Но вот бумажная версия и ее размещение в магазинах, это уже намного дороже и не имеет пределов. Плюсы есть и огромные – вы выходите к читателю и можете получить самое бесценное – обратную связь на вашу работу! Поэтому обращаться к такому опыту нужно, и опять же именно так возможно вас увидят и издатели, так как рассылка рукописи как правило ничего не дает. Минусы везде одинаковы – делать карьеру писателя придется самому, никто никуда вас тащить не будет, вы должны начать зарабатывать как писатель-автор, тогда станете нужны всем.

Вы рассказывали о том, что издательство ЭКСМО работает по схеме типичной для частных издательств, т.е. публикует авторов за их же счёт, но с одобрения литературных редакторов. Хотелось бы узнать о данном моменте побольше. Какие положительные и негативные стороны по-Вашему мнению здесь присутствуют?

Книги читают так же, как и издают – деньги можно заработать на хитах, а вот станет ли вложение хитом, никто не знает, и наши издательства стараются свести риск к нулю, вот и все, нет плюсов и минусов, есть бизнес, а значит все решается с позиции выгоды, а не такой относительной вещи как художественная ценность.

Какие профессиональные советы Вы можете дать начинающим авторам для достижения желанной публикации книги?

Проще продвигать себя и свою книгу, если вы можете попасть хоть в какую-то жанровую нишу, тогда двумя фразами вы объясните читателю, чего ему ждать. Как бы жутко это не звучало, но отнеситесь к своему произведению как к “продукту”, у которого должна быть предполагаемая аудитория, и все маркетинговые вытекающие по всем законам строительства бренда. Но если вы хотите просто издать сборник своего творчества, то постарайтесь его хорошо оформить и найти читателей через соцсети, близких вам по духу. Это тоже путь, возможно и более долгий, вряд ли он сулит заработки, но сейчас в сети есть очень много тех, кто читает молодых авторов! И вообще, кто знает, как завтра соцсети изменят вкусы и нравы общества? Может то, что вы делаете сегодня и является некоммерческой темой, но завтра станет самым востребованным явлением в литературе?

Традиционно, в заключении интервью, хочу задать следующий вопрос. Ирина, какой вопрос Вам никогда не задают, но Вы бы с особым удовольствием на него ответили?

— По вашей книге уже снимают фильм?

— Пока нет, но очень хочется))

P.S. Ловите последние тёплые деньки и нотки вдохновения.

P.S.S. Хочешь первым узнавать о выходе новых статей? Следуй за мной в Instagram: ➡  Alena_Poluyan.

Книги на Ozon.ru
Гелен Аму. Тайга. Пеонерлагерь. (Ира Зима)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *